Наши товары можно купить в розницу в интернет-магазине:

НашаМама-маркет.ру
Наша группа на Facebook Наша группа Вконтакте Наша группа в Моём Мире
Советы профессионалов » Дети от года до пяти



Прием пищи

Красота обеденного стола, приготовленных блюд, кроме того что поднимает аппетит, имеет еще немалое воспитательное значение. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок стал интеллигентным человеком... Используйте хорошую посуду, достаньте фамильное серебро, не забудьте про букет цветов на столе. Помните, что личность формируется окружением.

Очень важно, чтобы ребенок правильно сидел за столом. Имеется в виду - чтобы он сидел не слишком высоко и не сутулился за едой; и чтобы он сидел не слишком низко, не упирался подбородком в столешницу. Некоторые родители специально садят ребенка пониже, чтобы тому было недалеко нести ложку - из тарелки да сразу в рот (быстро и чисто). Это неправильно. Ребенок, привыкший есть так, и, став взрослым, будет кушать, склонившись низко к тарелке.

Если вы приобрели для своего малыша стандартный детский стульчик и если у вас стандартный обеденный стол (не сделанный вручную), то ребенок будет сидеть за столом правильно. При изготовлении детских стульчиков стандарты учитываются. Если у вас нет детского стульчика, посадите ребенка повыше - можно подложить плотные подушки.

Ребенок должен есть самостоятельно. Пить из чашки он научился еще на первом году жизни; возможно, уже довольно ловко владеет ложкой; к третьему году жизни он должен научиться пользоваться вилкой.

Следите за тем, чтобы ребенок как можно тщательнее пережевывал пищу. Даже предварительно измельченную - например, пюре. Ведь цель пережевывания не только в том, чтобы измельчить пищу, но и в том, чтобы лучше перемешать ее со слюной (процесс пищеварения начинается в полости рта). В поучениях буддистских монахов есть любопытный совет, кажущийся на первый взгляд бессмыслицей, — что твердую пищу надо пить. Здесь, конечно, имеется в виду: пережевывать твердую пищу следует до тех пор, пока она не станет жидкой.

Во время еды ребенок не должен спешить (он ведь посматривает на вас, а вы не спешите, ведь самое главное, что есть в вашей жизни, в данный момент сидит перед вами), не то он может поперхнуться или захлебнуться. Учите малыша пользоваться салфеткой - и утирать губы, и - в качестве нагрудника. Ребенок, кушающий чисто, кушает с аппетитом.

Ребенок за столом должен сидеть ровно, не лежать на столе боком, не наваливаться грудью. Не позволяйте ему играть во время еды. На столе не должно быть игрушек. И из приема пищи ребенок не должен делать игру. Некоторым детям доставляет удовольствие бесконечно перемешивать ложкой кашу - не позволяйте этого. Запретите спокойно, но со строгостью. Воспитывайте ребенка так, чтобы он уважал пищу.

Старайтесь поддерживать за столом хорошее бодрое настроение. Это благотворно воздействует на аппетит.

Если ребенок до положенного времени попросит есть, не следует тут же давать ему что-нибудь «перехватить». Этим вы испортите ему аппетит, и, когда вы все сядете за стол, придется уговаривать ребенка съесть что-нибудь. Если ребенок уже проголодался, а вам скоро садиться за стол, отвлеките малыша чем-нибудь... Не давайте перед едой сладкого. Следите и за тем, чтобы конфеты не валялись у вас всюду.

www.nedug.ru


На верх



Календарь развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет

После достижения ребенком возраста один год, педиатр приглашает маму с малышом на осмотр уже не каждый месяц.

Профилактические осмотры проводятся один раз в три месяца в возрасте от года до двух лет и один раз в шесть месяцев в возрасте от двух до трех лет. Кроме общемедицинского осмотра, проведения вакцинации согласно национальному календарю прививок, в задачу врача входит оценка нервно – психического развития ребенка.

В возрасте 1 год и 3 месяца расширяется запас слов, понимаемых малышом. Ребенок уже ориентируется в названиях предметов, действий, но в момент двигательной активности и радости еще пользуется лепетом и отдельными облегченными словами. Кроха хорошо ориентируется в двух контрастных величинах предметов (например, кубов) с разницей в размере не менее 3 сантиметров.

Во время игры малыш воспроизводит ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, катает машину, нанизывает кольца на стержень). Ребенок длительно ходит, не присаживаясь, легко меняет положение тела: наклоняется, приседает, переворачивается. Он самостоятельно ест густую пищу ложкой.

В 1 год 6 месяцев малыш умеет обобщать предметы по существенным признакам, например, указывает на все, имеющиеся в доме часы. Называет предметы и облегченными «ав-ав», и правильными «собака» словами, особенно в момент сильной заинтересованности. Малыш ориентируется в 3 - 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик). Кроха перешагивает через препятствия приставными шагами, и умеет самостоятельно есть ложкой жидкую пищу, хотя еще не очень аккуратно.

К 1 году 9 месяцам подросший малыш понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, может отвечать на вопросы взрослого. Во время игры ребенок обозначает свои действия словами и простыми предложениями. Кроха ориентируется в 3 – 4 контрастных величинах предметов с разницей в размере не менее 3 сантиметров.

Ребенок воспроизводит несложные постройки, например, скамейку или домик. Малыш уже умеет ходить по ограниченной поверхности шириной 15 -20 сантиметров, приподнятой над полом и при незначительной помощи взрослого снимать с себя одежду (шапку, обувь).

В возрасте 2 лет ребенок понимает рассказ о событиях, имевших место в его жизни без показа. В общении со взрослыми малыш пользуется двухсловными предложениями, иногда употребляя местоимения и прилагательные. Кроха подбирает по образцу 3 – 4 контрастных цвета, а в игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Малыш уже может одеваться, но только частично, помощь взрослого ему пока необходима.

В 2 года 6 месяцев ребенок говорит многословными предложениями, у него появляются вопросы «где», «куда». Игра крохи носит сюжетный характер, малыш отражает взаимосвязь и последовательность действий. Кроха уже самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Малыш легко перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 20 – 30 сантиметров.

В 3 года малыш продолжает активно познавать мир, у него появляются извечные вопросы «почему» и «когда». Можно отметить появление ролевой игры, наблюдая за малышом. Он уже может одеваться сам, прибегая лишь к небольшой помощи взрослого. Ребенок по просьбе называет 4 основных цвета, умеет перешагивать через веревку, приподнятую на 30 – 36 сантиметров над полом.

Педиатр
Наталья Сливина
г. Ростов-на-Дону
Статья подготовлена при использовании рекомендаций проф. Аксариной Н.М., доц. Печора К.Л.,
Пантюхиной Г.В., разработанных для детских учреждений и поликлиник
www.rostovmama.ru




На верх

Сон

К году ваш ребенок спал более четырнадцати часов в сутки. Теперь суточную продолжительность сна можно сократить. После года ребенку достаточно двенадцати-четырнадцати часов (10-12 часов - ночной сон, 2 часа - сон после обеда).

Этого режима сна и бодрствования вы можете придерживаться до пятилетнего возраста ребенка.

Очень важен дневной сон. Нервная система ребенка еще слабая, и в то же время ребенок сверх меры загружен впечатлениями. Поэтому ему нужно отдыхать. И даже если ваш малыш разыгрался и не хочет ложиться после обеда спать, капризничает, вы должны настоять на своем. Успокойте ребенка, расскажите ему что-нибудь. Так, отвлекая внимание, разденьте и положите в кроватку.

Если вы обедаете в полдень и сразу после обеда укладываете ребенка спать, то к пятнадцати часам ребенок должен уже выспаться. Не рекомендуется спать в дневное время дольше, поскольку у выспавшегося днем ребенка могут быть сложности с засыпанием вечером. Если в три часа дня ваш малыш не проснулся, вы должны потихоньку разбудить его.

Вообще дети после года ведут довольно активный образ жизни. И при обилии движения быстро утомляются. По этой причине у них не бывает особых трудностей с засыпанием. Иногда ребенок так устанет, что засыпает среди игры. И вы еще не раз обнаружите ребенка спящим в самых неожиданных местах. Старайтесь все-таки придерживаться режима.

Перед тем, как вы сами укладываетесь на ночь спать, разбудите ребенка и посадите его на горшок - в профилактических целях. Не бойтесь, что ребенок после этого не заснет; скорее он, даже сделав свое дело на горшке, не успеет проснуться.

Посидев на горшке в десять-одиннадцать часов ночи, ребенок должен уже спокойно (сухим) спать до утра. Но если вы заметили, что ребенок среди ночи забеспокоился, стал ворочаться, может, даже заплакал, поднимите его еще раз на горшок. Возможно, накануне был жаркий день, и ребенок много пил сока или чая...

www.nedug.ru


На верх



Гигиена зубов

Чистить зубы ваш ребенок начнет в возрасте около двух лет.

До этого он еще слишком мал, да и зубов у него прорезалось немного. Но вы уже после года проводите подготовительную работу. В чем она заключается?.. Все члены семьи, включая и старших детей, демонстрируют малышу, как они умеют чистить зубы и какие приятные ощущения от этой процедуры получают. Если принимать во внимание, что зубы положено чистить два раза в день - утром и вечером (когда ваш малыш еще или уже спит), — наиболее удобные дни для демонстрации чистки зубов - выходные и праздники, когда все члены семьи позволяют себе немного расслабиться, поваляться в постели и приступить к гигиеническим процедурам позднее обычного.

Вы приглашаете ребенка в ванную комнату и приступаете к действу... Чистить зубы нужно движениями щетки в вертикальных направлениях. Верхние зубы - движениями сверху вниз; нижние зубы - наоборот, движениями снизу вверх. При этих движениях щетинка зубной щетки удаляет остатки пищи, которые застряли в зубах. Движения у вас достаточно широкие, чтобы захватывать щетинкой и десны - для десен это полезный массаж; кровоснабжение десен улучшается, соответственно усиливается прилив крови к ткани зубов.

Ни в коем случае не чистите зубы движениями щетки в горизонтальной плоскости.

В этом случае вы сдвигаете то вправо, то влево те клинышки слизистой оболочки, что прилегают к зубам; под эти клинышки затем попадают микробы с остатками пищи, и здесь возникают исключительно благоприятные условия для процесса гниения, для последующего кариеса.

Тщательно ли вы чистите зубы?

Пять секунд сверху, пять секунд снизу — и готово?.. Этого, конечно, недостаточно. Разные авторы рекомендуют разную продолжительность чистки зубов. Вы не ошибетесь, если будете чистить зубы до десяти минут. Ребенку, конечно, поменьше... Но по мере того, как он будет расти и взрослеть, длительность процедуры увеличивайте.

Почистив положенные десять минут зубы, прибегнем к эксперименту: проведем по поверхности зубов чистой белой салфеткой... Вы увидите на поверхности салфетки светло-желтый налет. Это очень нехороший налет (сплошь бактерии), и его непросто бывает удалить щеткой. Попробуйте удалять налет каждый вечер перед сном салфеткой, а потом уже чистите зубы щеткой.

Можете и на втором году жизни потихоньку чистить ребенку зубы.

Купите для него мягкую щеточку. Можете даже выдавить на щетку чуть-чуть зубной пасты - для запаха. Более тщательно чистить зубы ребенку нужно примерно с трех лет. Начиная с одного раза в день - перед сном вечером. Когда ребенок привыкнет к этой процедуре, он будет чистить зубы и утром, после завтрака.

Научите ребенка ухаживать за щеткой.

Он не должен бросать ее тут же в раковину, едва закончил чистку зубов. Щетку следует тщательно вымыть и поставить в стакан или в отверстие специального держателя, привинченного к стене ванной комнаты. Щетка должна храниться в сухом состоянии ручкой вниз. Если в держателе несколько щеток (обычно две или четыре), то они должны располагаться щетинкой друг от друга. Вообще детскую щетку лучше хранить подальше от щеток взрослых членов семьи.

Не храните зубные щетки в пластмассовых футлярах.

Эти футляры можно использовать разве что в поездках; а перед тем, как помещать щетку в футляр, нужно тщательно промыть ее и просушить; мокрая и плохо промытая щетка в футляре - рассадник инфекции.

При чистке зубов ребенок должен пользоваться и стаканом. По вполне понятным причинам каждый член семьи должен иметь для этих целей свой стакан.

Когда ребенок чистит зубы, он должен видеть себя в зеркало - хотя бы для того, чтобы видеть, всю ли пасту он смыл с губ и подбородка. Повесьте в ванной комнате зеркало на такой высоте, чтобы ребенку было удобно в него смотреться.

Остатки пищи.

Не всегда удается с помощью щетки удалить остатки пищи из щелочек между зубов. Вы, наверное, в этом случае пользуетесь ниточкой или деревянной зубочисткой. Когда ваш ребенок будет постарше, вы и его научите пользоваться ниточкой. Зубочистки пока не следует давать ребенку, чтобы он не поранился или чего доброго не проглотил их... Но наблюдать, как зубочисткой следует пользоваться, ребенок может.

Зубочистки.

Никогда не используйте в качестве зубочистки металлических предметов - иголок, булавок, гвоздиков и пр. Действуя острием металлического предмета, вы можете повредить эмаль зуба. Не подавайте ребенку дурной пример.

www.nedug.ru


На верх



Туалетная комната

Когда следует предлагать ребенку горшок?В течение дня вы неоднократно советуете ребенку посидеть на горшке (ведь иной раз случаются ситуации, когда ребенок заиграется, увлечется и вспомнит о горшке слишком поздно). Обязательно нужно сходить на горшок по малой нужде перед сном.

В «отношениях» с горшком так же рекомендуется регулярность, как и в приеме пищи, в чередовании сна и бодрствования и т.д. Вы однажды с удивлением отметите, что ваш малыш без влияния с вашей стороны ходит на горшок примерно в одно и то же время. Обычно после еды у детей появляются позывы к испражнению. Заметив это время, вы теперь не держите горшок далеко.

Регулярность в этом деле устанавливается как бы сама по себе. С вашей стороны требуется только небольшая коррекция: время хождения на горшок постарайтесь передвинуть на утро - после завтрака. Этот навык весьма пригодится ребенку в жизни. Например, когда он будет школьником: он решит свои «проблемы» дома, и во время занятий у него не возникнет «проблем».

С какого времени можно приучать ребенка пользоваться туалетом для взрослых? Примерно до трехлетнего возраста малыш может пользоваться горшком. Некоторые дети уже после двух лет начинают посещать туалет для взрослых. Обретение нового навыка несколько облегчает жизнь маме.

Поищите в хозяйственных магазинах специальное пластмассовое сиденье для детей. Это простейшее приспособление очень удобное в пользовании. Ребенок может сам установить сиденье на унитазе, вот только взобраться на него ему бывает нелегко - высоковато; дабы облегчить подъем, вам нужно держать в туалете небольшую скамеечку.

Приучите ребенка пользоваться туалетной бумагой. Избегайте пользоваться для этих известных целей какой-нибудь другой бумагой, в частности газетной, которая слишком груба (а типографская краска ядовита). Конечно, лет до трех, до четырех ребенок не сможет вытереть себя чисто, поэтому вы ему всякий раз поможете (он вас позовет), но после четырех лет ребенок пусть старается все делать сам.

Очень хорошо, если всякий раз после посещения туалета ребенок будет подмыт. Как бы тщательно вы его ни вытирали, а остатки кала при выходном отверстии остаются. Через час-другой они могут начать раздражать кожу; это вызовет зуд, ощущение дискомфорта, ребенок начнет нервничать. Ничего этого не случится, если вы не поленитесь вовремя подмыть ребенка, а иной раз и смазать кожу между ягодичками детским кремом или вазелиновым маслом. Примерно после года вы приучаете ребенка самостоятельно ходить мочиться на горшок. Дается эта наука не сразу и нелегко, — ведь ребенок еще мал. Но вы действуете методично: вы садите малыша на горшок каждый час и объясняете, чего добиваетесь. Ребенок вас, конечно же, понимает, но у него и память еще коротка да и мочевой пузырь невелик, — время от времени случаются «недоразумения». Вы остаетесь настойчивыми, последовательными и спокойными.

Ребенок растет, и вы постепенно увеличиваете интервал: садите его на горшок уже не через каждый час, а через полтора часа. Объясняется эта тактика тем, что объем мочевого пузыря у ребенка с возрастом увеличивается. Всякий раз перед сном ребенок должен помочиться. Даже если он отказывается, вы должны настоять. Вообще вы должны воспитать ребенка так, чтобы он относился с вниманием и уважением ко всему, что вы говорите. Это важный элемент дисциплины...

Со временем ребенок научится сам вставать ночью на горшок - и будет подниматься один-два раза за ночь. Вы должны ставить ему горшок всегда на одно место, недалеко от кроватки. Ведь ребенок ночью ходит на горшок в полусонном состоянии и, как правило, в темноте. Велико будет его разочарование, если горшка не окажется на месте.

www.nedug.ru


На верх



Водные процедуры

Как часто следует купать ребенка после года?

По-прежнему - ежедневно. Вы должны приучить ребенка к ежедневным купаниям, задать ему тон на всю жизнь. Многие взрослые моются один раз в неделю. Это неправильно. Принять ванну, встать под душ после того, как вы вернулись с работы, да еще в жаркий пыльный день, да еще если работа у вас не кабинетная, — очень важно. Это важно не только в смысле чистоплотности, но и в смысле закаливания, оздоровления организма, для снятия усталости. Ваши сосуды реагируют на изменение температуры, а значит, ускоряется кровоток, устраняются застойные явления, быстрее уносятся из тканей продукты обмена.

Утром ребенку достаточно вымыть холодной водой руки и лицо. С мылом. До 2,5-3 лет ребенок умывается с вашей помощью. После трех лет он должен уже умываться сам.

В вечернее время ребенка следует искупать в ванне. Он недавно вернулся с улицы; руки грязны; на лице, на шее пыль. Вы купаете его в теплой воде, с мылом. Волосы, как мы уже говорили, моете не чаще одного раза в неделю; но волосы у ребенка и не грязны, он же ходит на прогулку в шапочке или в панамке.

Набор полотенец у ребенка должен быть свой

Недопустимо после купания вытирать малыша полотенцем кого-нибудь из взрослых. То же можно сказать и в отношении мочалки, губки.

Руки в течение дня ребенок моет неоднократно. Приучите его мыть руки перед едой. Ребенок разгуливает по всей квартире, берет в руки предметы, за идеальную чистоту которых вы не можете поручиться; на улице играет в песке... Пожалуй, нет смысла убеждать в необходимости мыть руки перед едой.

Ребенок обязательно должен мыть руки.

Ребенок обязательно должен вымыть руки после «общения» с горшком или после посещения туалета (несмотря на то, что вы регулярно обрабатываете все в туалете раствором антисептика - и даже дверные ручки).

Ребенок тщательно должен вымыть руки сразу после возвращения с улицы. До трех лет вы помогаете ему. Но после он должен мыть руки сам. Вам остается только контроль - как закрепление обретенных до трех лет навыков.

Обязательно — и не откладывая — нужно вымыть ребенку руки после его общения с животными, особенно бродячими животными. На животных могут быть паразиты...

В то время, как малыш сосредоточенно моет руки, вы можете просветить его рассказом о вредных микроорганизмах, которые только и ждут возможности проникнуть внутрь человека и вызвать в нем какую-нибудь болезнь. Рассказ этот можно оформить в виде сказки, в которой положительные герои — мыло, мыльница, зубная щетка и т.д., а отрицательные, естественно, болезнетворные микробы.

www.nedug.ru


На верх



Уход за волосами

Причешитесь сами, пусть причешется ребенок. Конечно, толком причесаться он еще не сможет - и не сможет долго. Он пока только приглаживает свои волосики расческой. Но главное, что он делает. Со временем руки его станут ловчее, движения увереннее. Навык закрепится. И останется хорошая привычка: причесываться утром. Многие дети не умеют этого и не делают. Пока взрослый их не причешет, так и ходят целыми днями, мягко выражаясь, с неприбранной головой.

Для расчесывания волос ребенку используйте гребешок и мягкую щетку. Эти предметы вы должны купить специально для вашего малыша и хранить их отдельно. Время от времени гребешок и щетку следует мыть - с мылом или содой. В возрасте от года до трех лет рекомендуется мыть ребенку голову не чаще и не реже чем один раз в две недели. После трех лет можно один раз в неделю.

Для мытья волос не используйте шампуни или ароматизированное мыло для взрослых. Лучшие поменять детские косметические средства. Голову ребенку следует мыть во время купания - как заключительный этап. Ребенок сидит в ванночке или уже в ванне, откинувшись назад - на вашу руку — и запрокинув назад голову. Вода с пеной не должна попадать малышу в глаза и в наружный слуховой ход. Вода должна стекать со лба на затылок. Не нужно добавлять в воду отвары трав.

www.nedug.ru


На верх